Когда изобрели стекло для окон
Разновидности оконного стекла и его свойства: общая информация
Оконное стекло необходимо для устройства в зданиях светопрозрачных конструкций. Традиционно, оконные проемы являются основным источником света. Стекло не позволяет проникнуть внутрь холоду, влаге, сквозняку и создает мягкое освещение.
Самое распространенное «классическое» оконное стекло имеет следующие характеристики:
- Коэффициент пропускания света до 92%;
- Твердость в диапазоне от 4 000 до 10 000 Мпа;
- Стойкость к агрессивным средам;
- Плотность от 2 500 до 2 600 кг/м 3 ;
К оконным стеклам относят и другую продукцию:
- Цветное. Толщина материала начинается от 3 мм, поверхность может быть рельефной или гладкой. Прозрачное цветное стекло имеет коэффициент светопропускания 30-60%;
- Узорчатое. Стандартное применение – декоративное оформление фасадов. Материал частично снижает видимость и рассеивает свет. Коэффициент светопропускания 75-80% зависит от особенностей узоров.
- Армированное. Предназначается для защиты от взлома и повреждений. Армирование происходит металлической сеткой, обеспечивающей целостность стекла при ударе;
- Закаленное эмалированное. Закаленное стекло, покрытое эмалевой краской;
- Нейтральное. Материал с высокой стойкостью к химическим составам;
- Огнестойкое. Стекло не разрушается, если происходит контакт с пламенем;
- Термостойкое. Такое стекло не разобьется от сильного термического удара;
- Ударопрочное. Ламинированное или закаленное стекло повышенной прочности, различается по классам защиты;
Как производят оконное стекло
Первыми стекло для окон изготовили римляне. Они отливали и раскатывали стекло в глиняной форме в виде противня. Такой способ позволял получить только непрозрачные стекла, и был утерян после распада империи. В средние века был разработан новый способ получения оконного стекла. В его основе лежал способ выдувания. Сначала выдували шар, затем его раскатывали на плитке и отрезали верхнюю и нижнюю часть. Способ позволял получать небольшие по размеру стекла, но достаточно тонкие. Технология включала в себя прижимание к шероховатой поверхности, поэтому стекло по-прежнему было непрозрачным.
В начале 20 века был разработан механизированный процесс. На поверхность жидкого стекла клали железный стержень и поднимали вверх. Стеклянная масса приваривалась к стержню и тянулась за ним в виде полотна. После остывания получался стеклянный лист. Для того чтобы он не имел клиновидной формы, на поверхность клали керамический брус со щелью, через которую проходил процесс выдавливания. До сих пор оконное стекло производят способом, использующим этот принцип.
Виды стекла для стеклопакетов
Флоат-стекло является сырьевым листовым стеклом, необходимым для производства разнообразной продукции. Полированное флоат-стекло – самый распространенный материал, который используют в стеклопакетах. Оно выпускается крупногабаритными листами и может быть прозрачным или цветным. Его разновидности также применяют при изготовлении стеклопакетов. В зависимости от необходимого результата используют тонированные, энергосберегающие или закаленные стекла.
Энергосберегающее стекло набирает популярность, оно фактически не пропускает тепловые лучи, сохраняя тепловую энергию внутри помещения. Это позволяет сделать климат в доме прохладнее летом и теплее зимой.
Оконное стекло запустило солнечный свет внутрь человеческого дома и сохранило там тепло. Сегодня появляется все больше разновидностей оконного стекла, обладающих необходимыми людям свойствами для обустройства комфортного жилья или удобного места работы.
Источник: xn--80atjc.xn--p1ai
Когда начали стеклить окна на руси
Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.
Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.
Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.
В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.
Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X—XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.
В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.
Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.
При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.
В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.
Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.
В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.
Можно сказать, что примерно 150—200 лет назад стекло было так же дорого, как и в первые века нашей эры. Оно все так же было доступно только богачам. Но, несмотря на это, по сохранившимся сведениям, «дутейщик кругов» для окон получал в то время только 1 рубль 50 копеек в месяц.
Бычий пузырь вместо стекла
Автор Д. Ч. задал вопрос в разделе Прочие искусства
Что вставляли в окна домов НА РУСИ до того, как начали использовать стекло? и получил лучший ответ
[гуру]В древнерусских жилищах, как крестьянских, так и городских, окна были крошечными и, естественно, пропускали ничтожно мало света. По престижности на первом месте стояли слюдяные оконницы, а в крестьянских домах использовали и рыбий паюс, и бычий пузырь, и холст, тонкие деревянные пластины, зимой – даже обычный лед. Всего сто лет назад вместо стекла в такие окошки вставляли слюду, налимью кожу, бумагу – вот насколько были сильны традиции. Но, как известно, у нас дни короткие, а зимы долгие. Поэтому и придумали наши предки так называемое волоковое окно, то есть специальная задвижная доска «заволакивала» оконный проем. Света сквозь такое окно проникало еще меньше, однако это компенсировалось специальным расположением оконных проемов. Например, так называемые косящатые окна, которые название свое получили оттого, что состояли они сразу из трех окон – центрального, приподнятого относительно двух боковых, и большего по размеру, и снабжались двумя косяками, рамным переплетом и притолокой.Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями.
Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее.
На Руси в XI-XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту.
В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр решил сделать большие окна в отечественных новостройках. Однако, это нововведение пришлось внедрять силой.
В указе Петра 1714 года говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини» , т. е. для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в Петербурге и образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла.
Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.
Источник: ссылка
России до XVIII века окна волоковые и красные.
Как это всё выглядело. Что из себя представляло. Когда на Руси для этого начали пользоваться стеклом. .
Подробный красивый ответ c фото
Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями.
Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее.
На Руси в XI-XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту.
В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр решил сделать большие окна в отечественных новостройках. Однако, это нововведение пришлось внедрять силой.
В указе Петра 1714 года говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини» , т. е. для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в Петербурге и образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла.
Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.
Источник: moreremonta.info
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На одном из форумов увидел спор: течет ли стекло при комнатной температуре? Кто то пишет, что “Стекло не обладает наличием кристаллической решетки.Соответственно оно должно течь,течь,и еще раз течь.”. “Все аморфные вещества текут, в отличие от кристаллов. Не согласны – назовите температуру, до которой “не течёт” а после – “течёт”. И учтите, что фазовых переходов вы там не найдёте”. И ведь некоторые подтверждают: “Если придти в какое нибудь здание времен СССР и снять с рамы стекло, и посмотреть на него вдоль, то будет видно что вверху оно заметно тоньше чем внизу, и получается что то вроде равнобокой трапеции. Проверено!”
А оппоненты говорят, что все это байки, ведь тогда бы например телескопы изготовленные в старые времена все бы расфокусировались. Там же линзы из стекла.
Так кто же прав?
Своей популяризации в СССР эта фраза, пожалуй, обязана журналу “Наука и жизнь”. В первом номере 1983 года был опубликован перевод нескольких отрывков из книги чешского публициста Л. Соучека, и, в частности, говорилось:
“В окнах некоторых старинных зданий стекла, которым повезло дойти до нашего времени невыбитыми, оказались толще в нижней своей части. Стоя вертикально не один век, стекло медленно сползало вниз”. И действительно в старых зданиях это легко можно было увидеть воочию.
Как-то в начале 20-х годов физик Роберт Джон Рэлей, сын нобелевского лауреата по физике Джона Уильяма Рэлея, услышал, что стеклянные трубки и палочки, которые химики используют в лабораториях, нельзя хранить в вертикальном положении. Собеседник Рэле ссылался на книгу нобелевского лауреата по химии Вильгельма Оствальда ‘Физико-химические исследования’. В этой книге Оствальд рекомендует хранить стеклянные трубки в горизонтальном положении на опоре, так как в противном случае они будут деформироваться под действием собственного веса. Рэлею это показалось странным, и вот почему.
Стекло – это переохлажденная жидкость, и оно должно течь под нагрузкой, как текут смолы. Однако с заметной скоростью стекло начинает течь только при нагреве, потому что при комнатной температуре его вязкость в 10 в 20 степени раз превышает вязкость глицерина и в 10 в 13 степени раз – вязкость смолы. То есть стекло при комнатной температуре является фактически твердым телом. Если, исходя из вязкости стекла при комнатной температуре, вычислить возможную его деформацию при максимальной нагрузке, которую выдерживает стекло, то получится, что за год деформация не превысит 0,001%. Предположим, средневековому витражу 1000 лет, тогда его деформация составит намного меньше 1% (нагрузка на него далека от максимальной). На глаз такие ничтожные деформации, конечно, заметить невозможно.
Но значение вязкости стекла при комнатной температуре не измерено непосредственно, а получено экстраполяцией вязкости, измеренной при высоких температурах. Экстраполяция снижает точность, поэтому надо было поставить эксперимент. В ‘Химии и жизни’ этот опыт был описан в ? 2 за 1984 год. Рэлей взял стеклянный стержень длиной около 1 м и диаметром 5 мм и положил его на два штыря, вбитых в кирпичную стену, так, чтобы стержень опирался на них только своими концами. К центру стеклянного стержня ученый подвесил груз массой 300 г – нагрузка составляла треть от максимальной. Под тяжестью груза стержень сразу прогнулся на 28 мм. Груз висел семь лет. После окончания опыта деформация стержня составила 1 мм. Результаты эксперимента Рэлей изложил в статье ‘Могут ли стеклянные трубки и стержни изгибаться под действием собственного веса?’. Она была опубликована в журнале ‘Nature’ в 1930 году.
Через два месяца после публикации Рэлея в том же журнале и точно под таким же заглавием была опубликована статья другого ученого – К.Д.Спенсера. Он проделал аналогичный эксперимент, но не из любопытства, а по долгу службы: Спенсер работал в известной американской фирме ‘Дженерал электрик’, в отделе ламп накаливания, в лаборатории технологии стекла. Была использована стеклянная трубка длиной 1,1 м и диаметром 1 см при толщине стенок 1 мм. Нагрузку сделали 885 г, что приближалось к пределу прочности стекла.
Опыт начался в 1924 году, и трудно сказать, сколько бы он продолжался, если бы Спенсер не прочитал статью Рэлея. После этого его терпение не выдержало, да и хотелось сравнить свои результаты с опубликованными. Через шесть лет после начала опыта Спенсер снял груз. Изменения были налицо: трубка прогнулась на 9 мм. Казалось бы, экстраполяция действительно оказалась неточна.
Но во всех этих экспериментах нагрузка была сравнима с предельной и в десятки раз превышала вес самой трубки. Пересчет к нагрузкам, равным собственному весу, показал, что стеклянная трубка при хранении не деформируется под действием собственного веса. Почему же тогда бытовало противоположное мнение? Спенсер дает на этот счет довольно правдоподобное объяснение. До того как в самом начале 20-х годов появился машинный способ вытягивания стеклянных трубок, эту работу делали вручную. Но и самый искусный стеклодув не мог получить идеально прямую трубку длиной до 1 м и более. Хранили стеклянные трубки в лаборатории вертикально в специальных стойках. Химики старались выбирать для себя трубки поровнее, и таким образом происходила естественная выбраковка изогнутых трубок. Кроме того, оставшиеся трубки в результате вибраций и случайных сотрясений (особенно при выдергивании трубки из пачки) стремились устроиться поудобнее, так что их прогиб обращался в одну сторону. Такое положение трубок можно принять за результат течения стекла под действием тяжести. Так и пошел гулять по свету (и даже вошел в некоторые учебники) миф о самоизгибании трубок.
Более поздние эксперименты показали, что деформация, полученная Рэлеем и Спенсером, не является результатом вязкого течения стекла! Ее причина – медленная диффузия катионов Na+. После снятия нагрузки эти катионы возвращаются к исходному положению, и через некоторое время изделие принимает прежнюю форму.
Теперь о средневековых витражах. В этом случае причина неравномерной толщины стекла еще интереснее. Она связана со старинной технологией изготовления оконных стекол. Искусный стеклодув набирал на конец трубки большой, килограмма на четыре, кусок размягченного стекла, выдувал из него пузырь, который затем сплющивал. Получался довольно однородный для ручной работы диск диаметром метра полтора, однако его края были толще середины. Из этого диска и нарезали узкие стекла для витражей. С одной стороны (там, где был край диска) они были немного толще, и при установке такого куска в оконный переплет – человеку это кажется естественнее, устойчивее – его размещали толстой частью вниз. Спустя столетия, когда старинная технология изготовления оконного стекла была давно забыта, появился миф о том, что утолщение внизу стекла – результат его отекания вниз.
Если вы еще сомневаетесь, то вот дополнительные аргументы, опровергающие миф:
– Если бы эффект наблюдался, то все дошедшие до наших дней античные, а также современные большие телескопы, не работали бы из-за постепенного искривления линз
– Если бы эффект наблюдался, то древнеегипетское и древнеримское стекло за тысячи лет превратилось бы в бесформенную массу
– По расчетам бразильского профессора Занотто, характерное время, за которое можно наблюдать течение стекол при комнатной температуре, превышает время жизни Вселенной
– По расчетам Ивонны Стокс даже 5% увеличение толщины внизу привело бы к уменьшению высоты стекла на несколько сантиметров, что привело бы к его выпадению из рамы
– Подводя итог, можно сделать вывод что оконные стекла не текут при комнатной температуре, по крайней мере за обозримый промежуток времени.
Источник: masterok.livejournal.com
В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иногда, глядя на творения рук человеческих, понимаем, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства. Эта мысль приходит на ум, когда видишь творения, созданные из муранского стекла . Такие мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов – мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры и формируются мастером-стеклодувом в необыкновенно красивые сосуды, предметы и украшения.
Удивительное по своим характеристикам муранское стекло – самая пластичная, самая податливая разновидность этого материала. Его секретная формула состава позволяет воплощать даже очень смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.
А сама миллефиори (мillefiori) – так называется техника, в которой это стекло используется в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», «цветочный луг».
Поэтому веками, искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике, приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали поделочные камни: агат, сердолик, халцедон.
Немного из истории
Справедливости ради нужно отметить, что хотя миллефиори возникло и развивалось в Италии, однако именно Древнему Египту по праву принадлежит первенство в изобретении и создании мозаичного стекла с цветочным узором. Еще мастера-стеклодувы Александрии во II веке до нашей эры научились выплавлять такое необыкновенное чудо. И лишь в I веке до нашей эры эти технологии выплавки были заимствованы римлянами.
Своего пика популярности муранское стекло, названное в честь острова Мурано, расположенного вблизи Венеции, достигло в XIII столетии. Именно на этом острове было в то время налажено производство удивительного материала и выплавки из него диковинных стеклянных предметов.
А несколько веков до этого мастера-стекольщики работали в самой Венеции. Но так как развитие и расширение этого производства было непосредственно связано с огнём, что грозило постоянными пожарами, власти Венеции принимают решение вынести мастерские вначале за черту города, а позже и вовсе на отдельно лежащий остров. Именно с того времени Мурано на пять веков становится центром производства знаменитого венецианского стекла.
Однако в истории муранского стекольного дела были не только взлеты, но и падения. Так в XVIII веке Венеция, оккупированная французскими войсками, была вынуждена закрыть стекольные цеха. И что любопытно, техника выдувания муранского стекла в те времена хранилась под строжайшим секретом, за разглашение которого беспощадно карали смертью. Поэтому в тонкости этого уникального метода были посвящены совсем немногие. Это и стало основной причиной того, что старинные технологии были очень быстро утрачены.
Свое возрождение и новый взлет стекольному производству пришлось пережить начиная со середины XIX века, благодаря энтузиазму одного адвоката из Виченцы. Антонио Сальвиати, так звали инициатора, основал в Мурано завод, который начал производить изделия по традиционным венецианским рецептурам. И уже новые мастера возродили стиль и вместе с этим усовершенствовали утраченную технологию.
К концу XIX столетия все тайны по изготовлению мозаичного стекла были рассекречены, и изделия в технике миллефиори стали производить не только итальянцы. Англичане и французы первыми переняли опыт и наладили свое производство, а затем миллефиори приобрело немалую популярность не только в Европе, а и по всему миру.
Немного о технологии
И как бы далеко не пошел процесс автоматизации стекольного производства в сегодняшнее время, муранские умельцы, по-прежнему создают свои уникальные творения вручную. Ибо лишь только те вещи, которые созданы руками мастера, поистине передают дух муранского искусства выплавки стекла. И к слову, итальянские мастера до сих пор выдувают уникальные изделия буквально своим дыханием.
Разогрев стеклянную массу, стеклодув набирает ее в специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. (И что интересно за два тысячелетия своего существования этот предмет не претерпел существенных изменений).
Так вот, набрав жидкое стекло этой трубкой, мастер выдувает стеклянный сгусток, который от воздуха начинает формироваться в объемный предмет, корректировка которого происходит при помощи специальных приспособлений. И стоит ли рассказывать о том, какой силой легких должен обладать мастер-стеклодув, и какую силу в руках он должен иметь, и это уже не говоря о художественном таланте.
Сама же технология создания миллефиори заключает в себе выдувание и вытягивание стеклянных прутов, в средине которых образуется цветной рисунок, проявляющийся только на срезе. Он создается наслоением стеклянных нитей на стержневую часть. Далее прут разогревают в раскаленной печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. При этом рисунок сжимается в своих размерах и становится практически филигранным. Затем остывшие длинные прутики режут на более короткие, и соединив между собой в пучок, снова греют и вытягивают в один длинный прут. И так до тех пор пока мастер не останется доволен образовавшимся рисунком на срезе.
После этого прут нарезают на мелкие пластинки шириной до 6 миллиметров. На срезе такой пластинки, которая и называется муриной, можно увидеть необыкновенно красивый рисунок в виде цветка, ромба, колечка, сердечка с красочными разводами. Множество таких плашек-мурин и наносят путем накатывания на разогретый стеклянный сосуд, который после нужной обработки и становится похож на цветочную поляну.
Картины миллефиори от Лорена Стампа
Как мы уже успели убедиться, традиционные миллефиори – это мозаичные орнаменты, выложенные из отдельных элементов – мурин, создание которых необычайно трудоемкий процесс. Однако шедевры, собранные из них, поистине стоят того.
И невзирая на то, что об этом уникальном методе в наше время знают очень многие, шедевральные работы по-прежнему создают лишь единицы. И так как эта техника позволяет мастерам вносить тончайшие детали в свои творения, особо талантливые умельцы даже создают репродукции картин известных художников на стеклянных срезах.
Таким уникальным мастерством владеет американский художник Лорен Стамп. Именно из муранского сорта стекла он создает потрясающие миниатюрные картины: портреты, пейзажи и даже мини-копии сюжетных полотен.
Как видим, трубку мастер складывает таким образом, чтобы на ее поперечном срезе проявилось лицо – например лик Мадонны. И чего уж тут говорить – уровень мастерства маэстро потрясает зрителей своим совершенством.
Бонус
Потрясающе выглядят и выполненные из муранского стекла ювелирные изделия: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки и многое другое, что радует глаз и приносит эстетическое удовлетворение.
Мало того, современные умельцы-художники пошли дальше. Эту технику они мастерски применили к полимерным глинам, парафиновому воску и другим современным материалам. Поскольку они достаточно гибки и пластичны, поддаются подогреву и комбинированию их мастерски применяют в создании миллефиори.
Тому, кто не на шутку заинтересовался технологией изготовления муранского стекла, будет любопытно посмотреть видео о том как создаются мурины. Как говорится, лучше один раз увидеть.
И в заключение хотелось бы отметить, что разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его изготовления, весьма огромное: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое. Все эти, виды имея различную структуру, узор, фактуру, назначение, подчинены единому, легко узнаваемому, выработанному столетиями, уникальному венецианскому стилю.
Чехия также может гордиться не только звёздным, но и рукотворным стеклом — цветным богемским и хрустальным. Так, чешские мастера-стекольщики издавна состязались в мастерстве по созданию необыкновенной красоты с итальянскими .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru